Необходимо сделать более глубокий анализ состояния аварийности на дорогах республики, считает глава РКА Ануар Тугел

3 июня состоялось очередное заседание Общественного совета при министерстве внутренних дел республики с участием видных общественных деятелей, представителей депутатского корпуса, СМИ, неправительственных организаций и научной среды, а также руководящего состава МВД РК. Отметим, что в обновленный состав Совета вошел председатель Республиканской коллегии адвокатов Ануар Тугел.

На заседании были обсуждены актуальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и приближения условий содержания задержанных в специальных учреждениях органов внутренних дел к международным стандартам.

Анализ МВД показывает, что за 4 месяца этого года по вине водителей совершено 4371 ДТП, или 90%, пешеходы виноваты в 479 ДТП (10%). В своем выступлении председатель РКА Ануар Тугел отметил: несмотря на принимаемые меры, направленные на ужесточение наказаний за совершение ДТП, существенного уменьшения количества транспортных происшествий по вине водителей не наблюдается.

«Считаю, что принятие мер по ужесточению наказания только в отношении водителей не снизят количество нарушений ПДД и не повлияет на сокращение дорожно-транспортных происшествии. Например, наезд на пешеходов по данным МВД РК держит первенство среди всех видов ДТП и составляет 48,1%. Достоверность цифровых и процентных показателей при 90% виновности водителей и 10% виновности пешеходов вызывает сомнения из-за несоответствия количества ДТП-наездов на пешеходов (48,1%) к количеству нарушения (9,7 %) правил проезда пешеходных переходов», - заявил глава адвокатского сообщества Казахстана на заседании Совета.

Причину несоответствия количества ДТП к количеству нарушений попытались объяснить адвокаты. По их словам, не все наезды на пешеходов совершаются в местах, предназначенных для их перехода, а в основном на проезжей части, где пешеходы не имеют права преимущественного перехода.

Поделился своим мнением и опытом из практики адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов Талгат Турсунбеков.

«Обычно нарушение правил дорожного движения пешеходом, который заведомо для себя создал наступление общественно опасных последствий, не является основанием для освобождения водителя от ответственности, - констатирует Т.Турсунбеков. – Если у водителя имелась возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие, обычно ему вменяется нарушение, согласно которому водитель обязан в случае возникновения опасности для движения, и которые он в состоянии обнаружить, принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства или безопасному для других участников движения объезду препятствия. Совершение данного нарушения водителем устанавливается расчетной (автотехнической) экспертизой ДТП и ТС, которая определяет, располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд на пешехода путем применения торможения с момента возникновения опасности для движения».

По мнению Талгата Турсунбекова, указанное обстоятельство приводит к тому, что сотрудниками дорожной полиции изначально при составлении протокола дорожно-транспортного происшествия, независимо от того простое ДТП или ДТП с тяжелыми последствиями, а также независимо от вины водителя, административный протокол составляется в отношении водителя допустившего наезд, и в графе нарушения указывают п.10.1 ПДД, которое в случае отсутствия вины водителя, в последующем остается неизменным (по вине водителя).

При этом в отношении пешехода заведомо для себя создавшего наступление общественно опасных последствий административный протокол не составляется, поэтому допущенное нарушение ПДД пешеходом остается не зарегистрированным.

Поэтому, прежде чем предлагать ужесточение мер в отношении водителей, необходимо сделать более глубокий анализ о состоянии аварийности на дорогах республики, считает Ануар Тугел.

По итогам заседания членами Общественного Совета МВД приняты практические и законодательные рекомендации государственным органам и неправительственным организациям по обеспечению дорожной безопасности, а также приближения условий содержания задержанных в специальных учреждениях органов внутренних дел к международным стандартам.